Молодые ученые факультета социальных наук, разработавшие бизнес-модели двух проектов «Smart-наставник» и «Старт 50» под руководством к.пс.н., доцента Марии Прохоровой, активно занимаются их развитием и продвижением. В марте они приняли участие в конкурсе инновационных команд «Ярмарка проектов-2019», который состоялся в Волжском государственном университете водного транспорта. Проект “Smart-наставник” занял призовое место.
Конкурс «Ярмарка проектов» проходил по четырем секциям: информационные технологии, новые приборы и аппаратные комплексы, инновационные решения в транспортном комплексе и социальная деятельность. Наши проекты соревновались в секции «Социальная деятельность». В данной номинации приняли участие шестнадцать команд. Проект «Smart-наставник» занял второе место по результатам конкурса.
«Smart-наставник» – образовательный дистанционный проект, который молодые учёные предлагают создать на базе нашего университета, основываясь на комплексном подходе к решению проблем абитуриентов. В роли экспертов, которые помогают абитуриентам правильно выбрать будущую профессию, получить об обучении по данному направлению подготовки необходимую информацию, выступают сами студенты. В проекте реализуется бизнес-модель C2C (customer-customer, от потребителя к потребителю, от равного к равному) Команда проекта состоит из четырех человек, среди которых студенты факультета социальных наук: Яна Игнатьева, Елизавета Рогожина, Елена Трифонова, лидер проекта Екатерина Плотникова. Идея проекта возникла в ходе участия во Всероссийском образовательном конкурсе молодёжных предпринимательских проектов «Инноград», который команда выиграла в номинации «Социальное проектирование». Участие в конкурсе «Ярмарка проектов-2019» стало для команды вторым удачным опытом апробации бизнес-модели..
Екатерина Плотникова, лидер проекта «Smart-наставник», магистрант факультета социальных наук по направлению подготовки «Организационная психология»: «Знакомство со стартап-сообществом и инновационным бизнесом у меня состоялось еще до поступления в магистратуру. В августе я прошла обучение по программе Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). После чего в сентябре у меня получилось применить все полученные знания в студенческой игре «Инноград». Считаю, что у студентов сейчас есть уникальная возможность в игровой форме изучить и получить необходимые компетенции в инновационном предпринимательстве. Было сложно создать сплоченную команду из студентов, с которыми мы общались только с помощью интернета. Членами моей проектной команды по созданию онлайн-площадки для потенциальных абитуриентов стали студенты-психологи четвёртого курса бакалавриата факультета социальных наук. Для меня это была уникальная возможность примерить на себя роль лидера. Безусловно, ситуация успеха, когда мы получали хорошие баллы за каждый этап очень нас мотивировала продолжить борьбу. В итоге мы победили во Всероссийском конкурсе в номинации «Социальное проектирование», несмотря на то, что жюри очного тура было очень серьезное (эксперты в разных областях). Также важно отметить участие нашего проекта во Всероссийском фестивале «ИнноФест», благодаря которому нам удалось получить ценные рекомендации по продвижению и монетизации идеи от приглашенных бизнес-экспертов. В этом году я приняла участие с проектом «Smart-наставник» на «Ярмарке проектов» и получила второе место, что не может не радовать и не мотивировать на дальнейшие свершения. Каждый конкурс отличается составом экспертов и их профессиональными интересами (оцениваются харизматичная защита и идея проекта, а также возможность получения прибыли). Безусловно, участие в данных конкурсах важно для студентов. Это не только мотивирует нас на разработку важных и значимых проектов, но также и мы знакомимся с основами предпринимательской деятельности. Безусловно, большую роль играет и наставник проекта. Мария Вячеславовна Прохорова не только помогала нам в сложных вопросах, но и постоянно мотивировала нас на добротную работу!».
Проект «Старт 50». Активная работа над проектом началась летом 2018 года под курированием к.пс.н., доцента Марии Прохоровой, имеющей опыт руководства рекрутинговыми агентствами и HR-департаментами крупного и среднего бизнеса. Актуальность такого проекта обосновывается новым законом о пенсионном возрасте в России № 350-Ф3, который направлен на повышение пенсионного возраста, из-за этого многие люди столкнутся с проблемами психологического характера, а также объективными профессиональными трудностями. Проект направлен на лиц старше 50 лет и нацелен на решение вопроса трудовой самореализации, что приведет к следующим качественным результатам у клиента: возникновение положительной профессиональной самоидентификации, повышение конкурентоспособности, повышение самооценки, повышение уровня удовлетворённости трудовой деятельностью. Команда проекта состоит из шести студентов факультета социальных наук: Савичева Анастасия, Сычёва Елена, Молчанова Марина, Лексина Анастасия, Ивкова Ирина, Журова Светлана.
Анастасия Савичева, лидер проекта «Старт 50», магистрант факультета социальных наук по направлению подготовки «Организационная психология»: «Социальный проект – это инициатива чуткого сердца и доброй души. В наше время эта инициатива не может остаться незамеченной, благодаря конкурсам студенческих проектов, которые проходят в нашем городе каждый год. В сентябре 2018 года наша команда сплотилась над решением проблем трудоустройства лиц в возрасте от 50 лет и старше, заинтересованных в продолжение своего карьерного пути и в дальнейшем раскрытии своих профессиональных возможностей. Каждый конкурс, в котором мы участвовали со своим социальным проектом «Старт 50», можно назвать неповторимым, состоящим из серии различных мероприятий, которые помогут из проектной идеи воплотить в жизнь не просто проект, а целый сценарий положительных социальных изменений. «Ярмарка проектов-2019» – третий по счёту масштабный конкурс, где наша команда презентовала свою работу. Образовательная часть этого конкурса не пересеклась с ранее прослушанным и увиденным. Несомненно, знания и умения, которые мы приобрели на данных мероприятиях, пригодятся в дальнейшем профессиональном развитии.
Важно подчеркнуть, что организаторы конкурсов формируют неповторимый состав экспертов, поэтому каждая защита отличается содержательно, раскрывая проект с разных сторон. Обратная связь от экспертов стимулирует нас дорабатывать и модернизировать проект. Благодаря постоянной поддержке нашего наставника Прохоровой Марии Вячеславовны, мы развиваемся и планируем выходить на новый уровень. Сейчас мы готовы побороться за денежный грант, что даст возможность запустить деятельность проекта в полном объёме».
«Оба проекта приняли участие уже в трёх конкурсах: Всероссийском фестивале молодёжных инноваций «Инннофест», Всероссийском конкурсе молодёжных проектов «Инноград» и межвузовском конкурсе инновационных команд «Ярмарка проектов». Участие в каждом конкурсе – это апробация проекта, которая позволяет выявить узкие места, на доработке которых надо сосредоточиться. Кроме того, мы продолжаем формировать проектные команды, определять роли каждого участника в развитии нового дела. Каждый конкурс помогает создать портфолио проекта, сделать его более узнаваемым и востребованным целевой аудиторией. Это важно для получения грантов. Команда проекта «Старт 50» уже подготовила первую заявку на грант. Каждая такая заявка – своего рода ещё один дипломный проект, который лежит не в научной, а в практической плоскости. В свою очередь, как наставник проектов, я очень надеюсь на их практическое воплощение, на то, что они принесут пользу обществу», – комментирует Мария Прохорова.
Мнение эксперта Юлии Плеховой, начальника отдела молодежной и международной инновационной деятельности Центра инновационного развития медицинского приборостроения ННГУ:
«Появлению подобных проектов на факультете социальных наук способствует существующая в ННГУ система массового предпринимательского образования. Студенты, обучающиеся на программах бакалавриата всех направлений подготовки, изучают курс «Основы предпринимательской деятельности». У магистрантов есть возможность изучить курс «Основы инновационной деятельности», в рамках которого они рассматривают возможность коммерциализации результатов своей научной деятельности. Следует отметить, что 65% выпускников ННГУ 2018 года прошли базовую предпринимательскую подготовку».